Трёп о рэпе: Андрей «Дельфин» Лысиков
Интервью для сайта rap.ru от 30 мая 2005.
Начиная с сегодняшнего дня Rap.Ru открывает рубрику "Трёп о рэпе", в рамках которой наши авторы будут встречаться с людьми, чья причастность к хип-хопу варьируется от еле заметной до совершенно никакой. Да и разговор с ними будет касаться не только этой, без сомнения, важной для нас темы, но и любой другой. В любом случае, это будут люди интересные, заметные, со своей позицией. А для зачина беседы они получают 3 диска отечественного рэпа на рецензию.
Итак, персона № 1 - Андрей "Дельфин" Лысиков. Его комплект: KREC - "Нет волшебства", Al Solo - "Она была сукой" и демо-диск московской андерграунд-группы "43 градуса".
На пальцах Андрея – смешные перстни: с головой инопланетянина и со звездой. Пальцы держат «Беломор». Честное слово, это просто «Беломор». Мы около его репетиционной базы. Жарко. Он сметает желтые листья со стола и предлагает посидеть на нем (откуда в мае желтые листья?).
Ну, чего? – щурится на солнце.
Ты послушал диски?
Да, послушал. Мне больше всего понравилась вот эта демка. 43 градуса. Понравился мне такой нетрадиционный подход, в отличие от других двух пластинок. Более экспериментальные сэмплы. Воот. И какое-то, как мне показалось, несколько похуистическое отношение к происходящему.
Тебе такое близко?
Да, мне такое близко. Мне там очень понравился трек… по крайней мере, он рассмешил, где детским голосом рассказывают об ограблении. Его, конечно, в два раза короче надо делать… в каком-то месте там вода пошла. Но это очень смешно.
Будешь слушать еще раз, потом?
Ммм, наверно, нет. Потому что у меня проблема – я очень быстро устаю от обилия слов. Я себя ловлю на мысли, что через 30 секунд уже не слежу за текстом, потерял нить, уже все равно. Мне кажется, это не очень здорово. Это проблема наших исполнителей – слово очень много весит и если слов очень много, то текст рушится под их весом. Это касается группы KREC. Хотя они мне по настроению наиболее близки, в итоге, они мне меньше всего понравились.
Почему?
Всегда играет одна и та же музыка. Вообще всегда, одна и та же. Не говоря уже о том, что за редким исключением ведущий бьет в одну долю. Рисунок бочки почти не меняется. Очень скучно. Джазовые сэмплы, они, конечно, красивы, но слабо запоминаются. Одно большое настроение. Самая лучшая песня там – это интро. Там все сказано, все, что дальше – та же мысль, просто по-разному повторенная.
Т.е. вычленить какой-то трек ты не сможешь?
Очень сложно. Там все одно: «Мы очень грустные ребята, потому что мы грустим, и грусть наша светлая и мы очень грустные ребята". Ничего такого не остается. Мне кажется, что если эту пластинку разбавить двумя-тремя треками совсем другого свойства, хотя бы по темпу, то, может быть, все остальные сразу бы выиграли. Чтобы был какой-то контраст, а то, когда все одного цвета, то ничего не запоминаешь, как в поезде едешь, за окном все зеленое и сложно что-то выделить.
А тебе не кажется, что грусть и депрессия хорошо в России идет?
Хорошо покупаемый товар, - смеется Дельфин.
С чем это связано, по-твоему?
Мммм. Может быть, отчасти с тем, что мы еще не научились веселиться. Более радостно воспринимать то, что происходит вокруг нас. И еще я думаю, что писать грустные песни намного легче, чем по-настоящему веселые. Не просто с юморком, а действительно веселые.
А ты пишешь веселые песни?
Иногда. Для фильмов или для проектов каких-то. А так, конечно, я сам иду по пути наименьшего сопротивления. И KREC мне, конечно, близки в этом смысле. Я сначала подумал, что вот именно они больше всего понравятся. Но, кажется, они сами убили свою штуку. Переборщили.
Ну а третий диск?
Я понял, в чем там дело: крутой парень, все такое. Лично, к сожалению, не знаю этого человека, но мне кажется, что есть некоторое несовпадение между его настоящей жизнью и тем, что происходит с его лирическим героем. И это чувствуется, по-моему.
Это важно – соответствие?
Неважно, но в именно этом случае неубедительно. Я знаю людей, лирический герой которых совсем не похож на них самих, но в записи этого не видно и люди верят.
То есть ты не поверил Элу Соло в том, что у него крутые тачки-сучки?
Не-не-не. Очень все это так придумано-надуманно. Но есть у него интересные ритмические рисунки, современные подходы, отсутствием чего страдают и KREC и 43 градуса. У них более упрощено.
Ладно, с дисками все понятно. Давай перейдем к теме «Дельфин и рэп».
Давай.
Пару лет назад это была одна из самых обсуждаемых тем в рэп-рунете. С одной стороны, речитативит, вышел из рэп-группы, с другой, кричал, что ненавидит музыку черных, и любимыми группами называет My Bloody Valentine и Dinosaurs Jr. В чем правда-то?
Я думаю, что во всем понемногу. Просто время идет, и начинаешь меняться, и иногда, знаешь, думаешь: «Сейчас мы запишем мощнейшую телегу!», а пытаешься и понимаешь, что ты уже другой человек и это можно сделать, но получится насилие над собой. А я всегда против этого.
Ты все-таки не читаешь рэп, а занимаешься речитативом?
Да, наверно. На последней пластинке так вообще много тянущихся звуков. В эту сторону скатываемся.
А современная хип-хоп сцена тебя интересует?
Да. Поскольку это мощное направление, из которого можно взять что-то и для своего творчества и посмотреть за его воплощением у других людей. Но не могу сказать, что мои знания глубоки, скорее, я все-таки остановился на том времени, в районе 90-х. если говорить о моей любимой группе в хип-хопе, то это будет Public Enemy. Мне очень нравится подача, мне очень нравится, как все сделано, насколько максимально используется звуковое пространство, насколько стерео можно довести до абсурда. То есть, наверно, мне просто нравятся те группы и исполнители, слушая которых, я не могу понять, как это сделано. Когда я начинаю понимать, то охладеваю.
У тебя был опыт записи с рэперами?
Нет.
А «Дымовая Завеса»? На их первом альбоме есть трек с тобой.
Да? А помню такое, но мы, кажется, только сделали им основу, под которую они читали.
Какие-то ответвления хип-хопа тебе интересны?
Да, я очень люблю брейк-данс и всегда с удовольствием смотрю. То, что люди делают, меня просто повергает в ужас, в хорошем смысле.
Ты можешь сказать, что перерос рэп?
Ну как-то мне немножко в нем тесновато, я себя по-другому вижу. Я ни в коем случае не хочу принизить жанр. Просто по своему сегодняшнему творческому состоянию я себя в нем не очень комфортно чувствую. Как-то хочется чего-то другого…
А где тебе комфортно?
Ну вот сейчас пишем новую пластинку… Что-то оставляем, что-то выкидываем. То, что остается, соответствует нашим духовным задачам.
А как бы ты назвал то, что сейчас делаешь?
Я бы не стал давать этому никаких названий. Единственно, мы стараемся делать красивую музыку, вкладывая в это понятие свое представление о красоте.
А на чем базируется твое представление? Что для тебя красиво?
Я думаю, это представление базируется на каком-то, наверное, жизненном опыте, многих прослушанных пластинках, выводах, сделанных на основе этих прослушиваний, на последнем моем увлечении классической музыкой, на давних мечтаниях сделать что-то такое, чего раньше не делал. Говорят, о вкусах не спорят, но единственное, на что можно полагаться, это только собственный вкус.
Расскажи поподробнее об увлечении классикой.
Последние полтора года я очень сильно увлекаюсь ей. У меня был такой момент, когда я приходил в магазин за пластинками, и ничего не мог купить. Брал пару-тройку, но все равно – на два-три прослушивания. Потом как-то решил послушать классику. И очень меня это дело затянуло. Когда слушаешь классическую музыку, нет ощущения, что теряешь время зря. Передо мной прямо целый мир открылся, как бы это высокопарно ни звучало. Даже если просто смотришь в окно при этом, мир на твоих глазах меняется. Совершенно по-другому смотришь на поворот головы человека или поднятую ветром бумагу. Просто сумасшедшее дело.
Какие предпочтения?
На данный момент, в моем хит-параде на первом месте Бах. Самый крутой чувак. Беспредельный. Полтора года – это маленький срок, чем дальше слушаешь, тем больше нюансов, тонкостей открывается. Даже заводит, хочется поглубже в это влезть.
Ты ведь самоучка?
Да.
Если бы знал этот пласт с детства, как ты думаешь, занимался бы сейчас своей музыкой?
Интересный вопрос. Я знаю много людей, чье классическое образование только помешало заниматься собственным творчеством. 10-11 лет в музыкальной школе в ограниченности от популярной музыки. Люди сковываются и не могут играть от себя, только по нотам. Такое бывает.
Я читал интервью с известным оператором-клипмейкером Опельянцем, в котором он рассказал, что после посещения Эрмитажа или Третьяковки, выходя из зала, говорит себе: «Эх, Опель, какой фигней ты занимаешься». И идет снова снимать клипы. У тебя после прослушивания классики не бывает такого?
Очень часто такое бывает. Но это и будит желание заниматься этим делом и приближаться к своим идеалам. Понятно, что нельзя сравнивать то, что я делаю, и Баха. Даже то, что я сказал, уже страшно. Но хорошо, что есть понимание этого, и хорошо, что это понимание вызывает стремление к совершенствованию.
Классическая музыка, как я понимаю, это гармония. А ты ведь когда-то любил дисгармонию. Sonic Youth – это ведь не гармония?
Я бы так не сказал. Как раз они, особенно на последних пластинках, достигли такого, что их можно сравнить с джазовой музыкой, настолько все гармонично. Sonic Youth еще такая группа… каждый артист, какую-то эмоцию: радость, грусть и так далее. А они выражают такие эмоции, которых нет. Точнее, такие, какие появляются только при прослушивании их музыки. Это уникальный момент. Невозможно понять даже, хорошие это эмоции или нет. Я потому и люблю эту группу, что она вызывает во мне то, чего я и сам понять не могу.
Ты знаешь свою публику?
Ойй… Я вообще не суюсь к ним.
Ты не общаешься со своим фэн-клубом?
Я очень редко общаюсь с теми, кто меня слушает. После концерта всегда разговариваю, если получается, но никуда специально не езжу. Возможно, это связано с тем, что я имею в голове какое-то представление о своем зрителе, но мне неохота быть разочарованным в общении.
Ты был разочарован?
Пусть лучше мой образ слушателя останется со мной…. иногда я их ненавижу, блин… но прекрасно понимаю, что без них я – никто. Они залог моего успеха, что ли.
За что ненавидишь?
За то, что они кричат «я люблю людей» из зала, за то, что они в конечном итоге не понимают и 50% того, что я хотел до них донести. Я ненавижу их за то, что те люди, кому мне реально хотелось донести свое творчество, вообще не слушают. Хотя на их месте я, возможно, тоже не покупал бы свои пластинки.
Не переслушиваешь свои песни?
Я? Нет, мне концертов хватает.
До сих пор требуют «Дилера»?
Ну да, на последнем кричали что-то такое.
А ты исполняешь что-то из «Не в фокусе?»
Н-н-нет, оттуда уже ничего не поем.
То есть и свое творчество ты уже перерос?
Получается так.
А последняя пластинка успешная?
Примерно такой же успех, как и у прежних.
А твой большой лейбл доволен?
Да, хотят дать нам какой-то «золотой» диск. Говорят, много дисков продали. А спрашиваешь: «Ну и где деньги?», отвечают: «Нету, мы вам лучше «золотой» диск дадим». На хрен он мне нужен? Все как обычно.
Ты говорил в интервью раньше, что работа с большим лейблом ничем не отличается от работы с маленьким, только возни денежной меньше.
Да-да, так и есть. Обороты большие и 100 долларов не имеют значения. А когда с маленькими работаешь, за каждую сотню приходится грызться и портить нервы. При бюджете клипа в 10000 это вообще смешно.
Клипы готовятся?
Несмотря на то, что этот альбом себя уже отработал, мы снимем еще 2 клипа. Не думаю, что они будут крутиться, но мы их снимем и запишем на DVD.
Ты почти никогда не светился в совместной работе, только вот со Стелой была песня. Почему?
Нет интересных предложений. Я всегда открыт для сотрудничества, но единственное условие, это чтобы получилось что-то, чего по отдельности мы бы не смогли сделать. Использовать знания и желания друг друга хочется.
А с рэпперами интересно?
Думаю, да. Но опять же, чтобы не получилось так: мы пишем музыку, а они просто зачитывают поверх. Нужно искать уникальную штуку, а какую, я не знаю.
Как бы ты оценил русский язык?
Вообще колоссальный. Я очень рад, что на нем разговариваю.
Рэп – жанр по большей части словесный, стало быть, его возможности огромны?
Да-да. Но я послушал эти пластинки и был убит обилием слов. Или ими действительно надо только играть: рифмы, звуки, ударения и жертвовать смыслом, либо… Даже если бы в одной песне все строчки были гениальными, то тогда это было бы еще хуже, вообще катастрофа, разруха мозга.
Ты ведь не боишься делать песни с небольшим количеством слов.
Это потому что когда пишешь песню, весь ее смысл укладывается в первые две-четыре строчки. Потом – это просто заполнение места. А одну музыку делать тоже не то. Слово – оно все меняет. Даже если в пятиминутной песне всего три слова, это совсем другое, нежели песня совсем без слов.
Ссылка на оригинал: www.rap.ru/reading/1234
Поделиться: