Дельфин: Создатели «Фабрики звёзд» сгорят в аду

9 марта 2006, 14:00

Статья с портала KM.RU за 6 апреля 2004 

Впервые корреспондент портала КМ.RU встречался с Дельфином 2 года назад. Тогда как раз вышел его диск "Ткани" - рваный, экспрессивный и неоднозначный. На сцене певец излучал недюжинную энергию, а в разговоре казался неторопливым и анемичным. Теперь всё наоборот: выпустив холодную и отстранённую пластинку "Звезда", Дельфин в разговоре с нами беспощадно бичует пороки современных масс-медиа и даёт советы по воспитанию подрастающего поколения.

Умение прощать меня расслабляет

Два года назад, когда мы с тобой встречались в прошлый раз, ты сказал о себе сакраментальную фразу: "Мои законы меняются с течением времени": Что-то изменилось с тех пор в твоём мировоззрении?

- Мне кажется, что я стал мягче относиться к людям. Иногда я прощаю им то, что раньше не смог бы простить. Наверное, это связано с тем, что я понял, что некоторые люди могут совершать какие-то максимальные действия, а некоторые не могут. Хотя, в общем-то, я не отношу это своё новое ощущение к каким-то позитивным изменениям. Мне кажется, что это расслабляет меня самого.

- Получается, ты был собранней, когда относился к окружающим с большим подозрением?
- Возможно, да! Но я не исключаю, что это временное явление.

- Помнится, два года назад для тебя был актуален здоровый образ жизни. Ты не позволял себе никаких излишеств, вроде алкоголя или наркотиков. А как сейчас с этим дело обстоит?
- Ну всё плюс-минус так же. Не могу сказать, что сейчас я совсем не употребляю алкоголя, хотя это и бывает достаточно редко.

- И какие предпочитаешь напитки?
- Совершенно разные. Например, побывав недавно в Индии, я открыл для себя очень хороший напиток - ром. Интересно, что в Москве мне его пить не хочется. А в Индии сама обстановка располагает к потреблению рома.

- А расскажи об Индии...
- В двух словах не расскажешь, а если выражать впечатления одной фразой, то - я бы туда ещё вернулся.

- Ты там просто отдыхал или посещал каких-нибудь местных гуру?
- Мы совершали туристические вылазки в разные отдалённые части страны. Но, в общем, наше времяпрепровождение там было связано с максимальным отдыхом.

- Ты туда ездил с семьёй?
- Да, они остались там уже после моего отъезда на пару недель.

- Как, кстати, поживает твоя дочка Ева?
- Отлично.

- Меломанкой растёт?
- Да так, потихоньку воспринимает какую-то музыку. Ей больше по вкусу запоминающиеся танцевальные шлягеры. Иногда она что-то напевает, а я для себя отмечаю, что уже слышал это по телевидению или по радио. А что это конкретно, я обычно разобрать не могу.

- И как тебе её музыкальные вкусы?
- Думаю, что для начала - нормально. Должен же быть какой-то трамплин.

- Воспитывая детей, родители применяют разные тактики: авторитарную, демократичную и т. д. А как вы с женой воспитываете Еву?
- Если Ева плохо себя ведёт, мы с супругой проводим с нею непродолжительные беседы. Она сама всё прекрасно понимает и если вдруг делает что-то не так, то она это осознаёт, но, в силу своего детского характера, просто не может остановиться. Но наши беседы она принимает во внимание.

Каток заманил меня на вечеринку

- Несколько месяцев назад пресса писала о том, что ты решил поставить всю семью на коньки...
- Это был просто единичный случай: компания Universal организовала вечеринку на катке. Вот, наверное, только каток меня туда и заманил (смеётся). Мы с мамой большие любители фигурного катания - вот и поехали туда с нею вместе. Взяли жену, дочку, покатались немножко.

- Занимаешься ли ты какими-нибудь видами спорта регулярно?
- Нет, такого нет, занимаюсь от случая к случаю. Последнего такого случая не было уже давно.

- Ты всегда с большим пиететом отзывался о Найке Борзове, давно обещал с ним сделать совместный проект. Но, когда появился ваш дуэт "Kingsize", ты вдруг объявил его неудачным. Разъясни эту щекотливую ситуацию.
- Во-первых, я бы не назвал эту песню совместной работой. Просто Найк меня попросил спеть второй голос в той песне, которую он сам придумал. Поэтому моё 15-минутное присутствие в студии я никак не могу назвать совместным проектом. Если честно, когда Найк задумал этот проект, мне было совсем не до дуэтов, так как голова болела о собственном творчестве. Я был поглощён только этим, и мне было сложно отвлекаться на что-то ещё. Но мне по-прежнему интересно сделать что-то в будущем с Найком. Не хочу давать никаких обещаний, но думаю, что у нас ещё получится обменяться какими-то идеями. Если даже этого и не будет, всё равно, совместно проведённое с Найком время всегда приятно.

- То есть как такового конфликта между вами нет? Ведь на последнем "Максидроме" был ты, был Найк, последний пел "Kingsize", но без твоего участия. Почему?
- Наверное, так и должно было произойти. Всё - к лучшему. Наверное, для Найка это и хорошая песня, но лично я не могу за неё отвечать, так как делал её не я.

- Но ведь именно ты привнёс в эту вещь свои неповторимые краски!
- Немножко - да, тоже неплохо!

В "Даже и не думай" я попал случайно

- Сейчас на экраны страны выходит вторая часть фильма "Даже и не думай", где ты сыграл сумасшедшего компьютерщика-наркомана. Как ощущения от съёмок?
- Это было логичное продолжение первой серии. А в первую серию я попал совершенно случайно. Мы привезли на съёмочную площадку наши песни для саундтрека к фильму, а через десять минут режиссёр мне уже предлагал попробоваться на роль. До сих пор отношусь к кино с некоторым страхом, потому что на площадке чувствую себя не в своей тарелке. Я ознакомился со сценарием и увидел, что роль у меня небольшая. Поняв, что колоссальных усилий от меня не потребуется, я согласился.

- Твой прошлый наркотический опыт помог тебе вживанию в роль?
- Да, частично помог. Но всё равно я не могу сказать, что до конца осознал всё то, что делал на площадке. Прежде всего, я воплощал замысел режиссёра, а сам видел всё несколько по-иному.

- А твои ощущения от работы над первой и второй частью сильно отличаются?
- Второй раз был чуть легче, потому что я уже знал, как всё это делается, и относился к процессу более спокойно.

- Ты специально для этого фильма создавал саундтрек?
- Да, я написал 2 песни, одна из которых по каким-то морально-этическим соображениям в фильм не вошла. В ней были слова: "в моей машине - килограмм травы", это смутило продюсеров. То есть там прозвучал лишь маленький кусочек из неё. Она называется "Диско" и вышла на сборнике "Любимые песни фанатов Дельфина". А вторую песню я уже не стал строго привязывать к сюжету фильма. В фильм она вошла только в виде музыки. Не могу даже сказать сейчас, как она точно называется, и в полном виде она сейчас, по-моему, вообще нигде не играет.

На новой пластинке я отказался от лозунгов

- Почему так затянулась работа над твоим новым альбомом "Звезда"?
- Готов-то он был уже давно. Просто мы задумали красивую презентацию, к которой было нужно как следует подготовится: Вообще "Звезда" значительно отличается от нашей предыдущей пластинки и от всего того, что мы делали до этого - и по звуку, и по настроению, и по текстам. Если касаться слов, то на новой пластинке я отказался от лозунгов. Никого не собираюсь учить жизни. Диск получился умозрительным, я его характеризую как альбом для тех, кто уже решил, как будет жить дальше, и сейчас занят не выбором личных установок на будущую жизнь, а, обретя их, имеет возможность посмотреть по сторонам.

- Получилась некая ненавязчивая философия?
- Может быть!

- Ты говорил, что названия твоих пластинок зачастую придумывались перед самым изданием альбома и, в основном, произвольны. А как сейчас?
- Очень хотелось выразить состояние полной удалённости, холода и одиночества. Есть там и одноимённая песня, но она не совсем об этом. Вообще мне не хочется самому выделять в этом альбоме какие-то "главные" песни - это должны сделать сами слушатели. За несколько месяцев до "Звезды" мы выпустили сингл "Глаза", который имел мало отношения к новому альбому. Прежде всего, он сильно отличается по музыке. В сингле представлена лишь одна песня со "Звезды" - "Облака". Вот она наиболее полно и характеризует настроение альбома.

- Действительно, "Глаза" мне показались наиболее близкими к твоему предыдущему диску - "Ткани".
- "Глаза" отражают переходное состояние между альбомами.

- Как ты состыковался с соавтором "Глаз" - певицей Стеллой Катсудас?
- Это была идея выпускающей компании. Они предложили такой проект - в надежде хоть как-то продвинуть то, что мы делаем, за рубежи нашей Родины: видимо, вообще слабо понимая, с чем имеют дело. Чтобы конвертировать эту музыку на Западе, нужна очень кропотливая работа по переводу слов на английский.

- Ты не готов проделать эту работу?
- К сожалению, я сам этого сделать не могу, потому что не владею английским в совершенстве. Но я не думаю, что этого невозможно сделать в принципе. Просто сейчас несколько сместились приоритеты, и мы будем заниматься продвижением продукта на внутренний рынок. Насколько я знаю, Стелла сейчас занимается переводом слов. Но, когда она приезжала и показала мне свой вариант, я заметил, что у неё получается неплохо, но некоторые важные нюансы, тонкости всё-таки пропадают.

- Ты её редактируешь?
- Да, то, что она успела привезти, я поправил. Надеюсь в ближайшем будущем увидеть и остальные тексты.

- Приведи, пожалуйста, пример какой-нибудь конкретной правки?
- На новой пластинке есть песня про собаку, а Стелла ошибочно поняла этот текст так, что он не о животном, а я просто провожу сравнение с собакой. Из-за этого в тексте всё как-то порушилось.

- Как-то с образом "белой собаки" из "Тканей" эта вещь соотносится?
- Нет, она совсем про другую собаку.

- Недавно Линда, которая, как и ты, работает под крылом компании Universal, восторгалась тем, какие необычные ходы предлагают продюсеры этой фирмы её группе. Испытываешь ли ты на себе какую-то творческую подпитку со стороны этой компании?
- Если раньше я предлагал своим издателям какие-то свои идеи, и мне приходилось им долго доказывать, что это интересно, что так будет лучше, и обычно эти споры решались не в мою пользу, то теперь всё наоборот. Можно сказать, что в лице тех людей, которые сейчас занимаются моим проектом, я нашёл друзей в прямом смысле этого слова. Иногда они немножко спускают меня на землю и предлагают какие-то более оптимальные решения. Даже по спорным вопросам мы всегда в итоге приходим к каким-то компромиссам.

- Как ты думаешь, почему на внешний рынок Universal решил продвигать именно тебя?
- Точно не могу сказать, с чем был связан их выбор.

Мне очень приятно работать с личностями

- Со Стеллой тебя состыковали именно они?
- Да. И у меня осталось великолепное ощущение от работы с ней. Стелла - далеко не звезда первой величины в Америке, но она очень хорошо известна среди музыкальной тусовки, потому что у неё очень много совместных работ с разными рок-коллективами, такого, например, плана, как Deftones. В этой среде она отлично известна. Но даже в таком положении она ничуть не уступает тем людям, которые здесь считаются мегазвёздами. Мало того, по сравнению с ней они просто ничто! Я был просто удивлён её дикому профессионализму. И при этом она не разговаривает по-русски, а я достаточно плохо общаюсь на английском. Но это нам не мешало общаться. Общий-то смысл её слов я понимал, а отвечал ей на русском, добавляя какие-то слова. По прошествии какого-то времени мы стали прекрасно друг друга понимать. Мы настроились на одну волну. Стелла у меня жила дома, поэтому как-то так хорошо сошлись.

- В песне "Глаза" вы с ней сообща писали и музыку, и текст?
- Да. Сначала я предложил какую-то основу мелодии, а голосовые партии и отдельные инструментальные ходы она придумала сама. Это тоже был замысел наших издателей и, если честно, я к нему поначалу отнёсся скептически. Я даже придумал: ну вот приедет Стелла, я посмотрю на неё и потихоньку сольюсь. Но когда мы с ней поговорили, и она показала мне то, что она делает, то я понял, что это - наш человек! В день её приезда мы уже были на студии и делали какие-то попытки совместного творчества. Буквально в течение недели мы набросали песню. У Стеллы изначально были какие-то текстовые заготовки, для которых была нужна музыка. Я спросил: а о чём стихи? Она сказала, что о разорванных отношениях, о невозможности быть вместе, и мы построили песню в форме диалога: она мне что-то говорит, я ей отвечаю, а припев мы поём уже вместе. Что на русском, что на английском - смысл фактически идентичен.

- А ремикс на эту песню тебя устроил?
- А есть ремикс?.. Ааа, да-да, точно, есть на сингле! Основную часть работы над ним произвёл Саша Петрунин, с которым мы и записывали новый альбом. К ремиксу я имею опосредованное отношение, но результат меня устроил. На Сашу я всегда могу положиться, это - супермузыкант.

- Откуда в песне "Облака" у тебя взялся образ "свастики небес".
- Свастика - символ солнца. Конечно, я понимаю, что в нашей стране возникают совсем другие ассоциации, но символ, тем не менее, очень хороший, и я решил в этой песне напомнить всем о его исконном значении.

- Рисунок с обложки "Глаз" ты изготавливал специально для этого сингла?
- Как-то мы сели с дочкой рисовать, я говорю, давай я тебе сделаю картинку, только ты мне не мешай. В результате получилось такое изображение детского лица, которое я просто прикрепил магнитиком к дверце холодильника. А когда встал вопрос об оформлении пластинки, я сказал: да ладно, чего париться-то, давайте просто возьмём этот рисунок (смеётся). На том и порешили.

- А почему в работе над синглом и альбомом принимали участие другие музыканты, нежели на предыдущих дисках?
- Во-первых, очень хотелось, чтобы пластинка была совершенно другой, а все мои прежние музыканты обладали ярко выраженным характером, поэтому перекроить их было сложно. Пришлось отказаться от использования бас-гитары, партии которой раньше исполнял у нас Ваня Черников. Это отличный гитарист, но очень характерный гитарист, а в "Звезде" нет линии баса вообще - она очень лёгкая. А другие люди, с которыми я работал, на мой взгляд, устали.

- Ты имеешь в виду Виктора Мутанта?
- Да, у него просто поменялась жизненная ситуация - появилась семья. Сейчас он не принимает участия в наших концертах и записи, но планы дальнейшего сотрудничества с ним уже есть. А сейчас мы работаем с моим давним знакомым Сашей Петруниным, у него куча собственных проектов, его пластинки издаются за рубежом, он сотрудничает с компьютерной фирмой "Реактор", для которой делает свои программы. Мне всегда нравилось всё, что он делает, это продукт мирового качества. Также у нас сейчас играет Павел Додонов - гитарист, который присоединился к нам летом прошлого года.

- Это тот, что обнажался на фестивале "Нашествие"?
- Он самый. За эти полтора года он очень сильно вырос как музыкант. Тьфу-тьфу-тьфу, но у него идёт очень стабильный прогресс.

- Плюс ко всему, и человек он очень харизматичный. Сейчас на твоих концертах просто не знаешь на кого смотреть - то ли на твоё шоу, то ли на его экспрессивный "отрыв". Такая конкуренция тебя не обламывает?
- Наоборот - очень приятно работать с личностями! Это и сложно, и хорошо, когда коллектив состоит не из одного человека и тех, кто может раствориться в любой момент, а из полноправных со-участников. Это дисциплинирует.

- Возвращаясь к раздеванию Додонова на "Нашествии-2002". Что это, на твой взгляд, было: желание нового музыканта обратить на себя внимание, или он по жизни такой безбашенный, или?..
- На самом деле и то, и другое. Плюс мы тогда вообще не хотели выступать на "Нашествии" и всячески уклонялись от этого шага. Нас обвиняли в том, что мы не сдерживаем обещания выступить, назревал нехороший конфликт, нам совсем не нужный. И чтобы хоть как-то выразить своё негативное отношение к этому, Додонов решил, что называется, "всем показать".

- Сейчас вы вступаете на концертах вдвоём с Додоновым. Грядут ли какие-то изменения в составе?
- Возможно, к нам присоединится Антон Королёв - по образованию классический музыкант. Он будет отвечать за клавиши и электронику. Он известен по участию в группе Александра Лаэртского.

- Гастролируешь активно?
- Судя по графику, предстоит много всяких поездок.

- Есть какие-то города, возвращаться в которые всегда приятно?
- Если честно, ездить вообще никуда не нравится, но в некоторые города я еду со спокойной душой, потому что знаю, что там меня встретят, всё будет хорошо, я буду сыт-накормлен - зашибись. Это Екатеринбург, Калининград, Минск: В основном выступаем по клубам и каким-то "тысячникам".

Дети растут с тупыми песнями в голове

- Когда мы с тобой беседовали 2 года назад, было благодатное время для психоделии, индастриэла, вышли новые диски Линды, Найка Борзова, Ника Рок-н-Ролла, твои "Ткани": Потом с каждым годом ситуация всё больше ухудшалась, всех одолел пресловутый "формат". Как думаешь, почему это случилось и есть ли у нас какой-то шанс выйти из этого кризиса?
- На радио и телевидении сейчас говорят: мы не можем накормить людей тем, что они есть не хотят. Вот от этого всё и идёт. Все СМИ работают исключительно на потребителя. Видимо, им не нужно расширять аудиторию, они просто не понимают, что можно зарабатывать и на якобы некоммерческой музыке. Думаю, с каждым годом будет хуже и хуже, потому что эта ситуация выгодна всем. Это глобальный вопрос, даже политический, я бы сказал. Все эти воротилы изначально относятся к человеку как к быдлу, держат его за дурака. Но трагедия в том, что телевизор смотрят не только зрелые люди, но и дети, которые воспринимают эту ситуацию за чистую монету. А потом дети вырастают с тупыми песнями в голове. Это очень опасно.

- Своей дочке ты позволяешь смотреть на ТВ всё или же пытаешься как-то фильтровать?
- Специально я с этим не борюсь, не выключаю демонстративно телевизор. Если я вижу, что Ева смотрит какую-то непотребную вещь, я просто пытаюсь высказать своё мнение и объяснить ей, почему это плохо. Она полагается на моё мнение, но выбор, смотреть это или не смотреть, всё-таки делает сама. Слава Богу, она не раб телевидения и спокойно без него живёт и существует.

- Некоторые родители специально подбирают для своего ребёнка репертуар: покупают ему, скажем, только кассеты с советскими мультиками, рьяно ограждают его от низкосортной западной продукции и т. п. Для тебя нечто подобное характерно?
- Не знаю, по большому счёту, Ева всё-таки выбирает сама, что ей смотреть. В основном, конечно, это диснеевские мультфильмы. Из советских же любит "Ну, погоди!" и "Приключения капитана Врунгеля".

- Твоё отношение к "Фабрике Звёзд"?
- Иногда мне кажется, что люди, которые делают "Фабрику звёзд", сгорят в аду. Это вообще какой-то кошмар...

- Браво!!! А многострадальная группа "ТаТу"?
- Я думаю, что когда девчонки выйдут замуж за очень хороших, приятных и богатых молодых людей, то они успокоятся и будут только счастливы от того, что в своё время они заработали такую большую кучу денег. Не уверен, что у них хватит сил заниматься музыкой дальше, потому что это ведь не их проект, это даже не творчество, а зарабатывание денег. Внутреннего побуждения к творчеству у них ведь нет.

- Ну и логично завершая реестр "кликабельных" персонажей: Группа "Ленинград".
- Сначала "Ленинград" был не очень известным, они играли по маленьким клубам, куда ходила типа продвинутая публика. Само появление группы такого рода доказало, что в нашей стране вся "богема" на самом деле привязана к блатной песне. То есть все эти "продвинутые" ничуть не лучше урлы, слушающей Шуфутинского. Конечно "Ленинград" повеселее, но его слишком много. Шнур молодец - он просто всех вообще сровнял. И "богема" даже не понимает, насколько этот человек над нею надругался. Жёстко опустил!

- А как ты воспринял пресловутую фразу Шнура "Дельфин будет жить, а я умру"?
- Отлично, я бы с удовольствием это исполнил.

- Правда ли, что ты в своё время написал песню для Баскова?
- Продюсер Баскова ранее был сопродюсером группы "Мальчишник", в которой я начинал. Когда он занялся Колей, он позвонил мне и попросил написать слова для песни. Я должен был сделать вольный перевод известной песни Демиса Руссоса и сразу сказал: получится за 15 минут - сделаю, а если нет, то не буду. Получилось легко. В результате на пластинке Баскова появилась такая забавная надпись: "Прощай, любовь, прощай" (музыка - Демис Руссос, слова - Дельфин).

- Баскову понравилось?
- Ну, он говорил, что да - очень хорошо!

- И как тебе песня в его исполнении?
- Странноватый певец он, мягко скажем.

Поделиться:

назад к прессе