Дельфин: «Это стало нормой, что где-то идет война, а у нас сегодня концерт»

29 сентября 2016, 17:32

Интервью для «БИЗНЕС Online» от 19 октября 2015 г.

Главный экзистенциалист российской музыкальной сцены о кризисе среднего возраста и искусственных поисках врага


На сцене он всегда угрюм и сосредоточен, не любит говорить о политике и тайных смыслах его текстов. 15 лет назад Дельфин (Андрей Лысиков) стал лауреатом молодежной премии «Триумф» в номинации «Поэтический гений», а сегодня его стихи читают Ирина Хакамада, Артемий Троицкий и Михаил Ефремов. Перед казанским концертом, прошедшим в «Корстоне», артист рассказал в интервью «БИЗНЕС Online» о том, почему он не следит за новостями, а людям нужно прекратить создавать музыку и снимать фильмы.

 «НЕ НАДО РАЗГРЕБАТЬ ВЕСЬ ЭТОТ МУСОР»

— Андрей, знаю, что вы не любите говорить о политике. Но все же нынешние реалии как-то отражаются на вашем творчестве? Стимулируют или, наоборот, вводят в состояние апатии?
— Они создают постоянный фон, в котором это происходит. И, даже отказавшись от просмотра телевизора и получения каких-то новостей путем их прочтения в интернете или каким-то другим образом, я все равно нахожусь в этом поле давления. Потому что все остальные читают, слушают, смотрят, находятся в курсе и волей-неволей, даже не говоря мне ни слова, своим поведением все равно влияют на меня. Мне даже странно иногда: я не понимаю, что происходит с человеком, а он просто посмотрел новости. Я в какой-то момент отказался это делать. И это очень сильно меня освободило. Очень сильно. И я стал лучше относиться к себе и доставать из себя то, что мне нужно на данный момент, минуя все лишнее. Не надо разгребать весь этот мусор.

— В одном рекламном ролике вы говорите о тишине. И о том, что не нужно создавать музыку, не нужно разрушать совершенство природы. Насколько серьезно стоит воспринимать эти слова?
— Я бы хотел, чтобы это было воспринято буквально. Максимально буквально. Потому что, на мой взгляд, очень много снимается фильмов, которые не нужны этому миру, много воспроизводится музыки, которая не нужна, которая мешает найти что-то хорошее. И так далее. Вы все гениальные ребята, вообще все абсолютно, но теперь найдите в себе силы не делать этого. Тогда найдутся люди, которые как цветки прорастут из этой кучи. И мы их с удовольствием оценим.

— Не стоит фанатам бояться, что это предвестник того, что вы вдруг на какое-то время исчезнете, и ваши концерты станут еще реже?
— Нет, это не об этом.

— Вас называют одним из самых ярких представителей экзистенциальной философии на российской музыкальной сцене. Вы сами как относитесь к такому клише?
— Если честно, я до конца так и не понимаю, что такое «экзистенциальный» (смеется). По этой причине не знаю, относиться мне как-то к этому или нет. Я думаю, что у тех людей, которые сильно уверены в том, что они делают, обязательно складывается какая-то убежденность. Возможно, это можно назвать философией в силу тех принципов, по которым ты начинаешь существовать и действовать такими методами, которые только тебе кажутся приемлемыми. И, наверное, это, да, называется жизненной философией. С этой точки зрения, возможно, да, можно так сказать.

— В конце прошлого года у вас вышел поэтический сборник. Не планируете выпустить еще один, получить еще одну литературную премию...
— Я согласен, но теперь только на денежной основе (смеется).

 

— В роликах на YouTube ваши стихи читают известные люди: Кирилл Серебренников, Михаил Ефремов, Артемий Троицкий, Ирина Хакамада и другие. Расскажите подробнее об этом проекте.
— Это была моя инициатива. Сразу хочу сказать, что очень благодарен всем тем людям, которые это сделали. Большое им спасибо. Идея была в следующем: мне казалось, что есть близкие нам по каким-то причинам люди. Потому что мне эти люди импонируют чем-то. Значит, люди, которые обращают внимание и на них, могли бы импонировать и мне тоже. Через них хотели донести до большой аудитории то, что мы делаем, потому что иногда кажется, что люди тебя не слышат. И то, что ты делаешь для определенной категории людей, почему-то в какой-то момент вообще перестают слышать. Люди перестают слушать музыку. И если даже начинают ее слушать, то не делают никаких усилий для поиска новой музыки, которая на данный момент описывает ситуацию, которая происходит именно с ними.

 

«КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА ДАВНО ПРЕОДОЛЕН»

— Если не ошибаюсь, раньше вы не писали саундтреки к фильмам...
— Было, но давно...

— Но к выходу фильма «Воин» записали песню «Мне нужен враг»...
— Нет. Композиция была написана до создания фильма. Собственно, она немножко не о том, о чем рассказывается в фильме, но может быть этот контраст и понравился авторам. Моя идея состояла в том, что каждому из нас нужен собственный враг, который заставляет нас становиться лучше. Враг, с которым ты борешься, которому иногда проигрываешь, а иногда одерживаешь глобальные победы — это делает сильнее и лучше. Те люди, которые дружат с собой, они не среди нас.

— А искусственный поиск врага разве не может закончиться плачевно? У нас в стране любят создавать врагов...
— Это немножко другая история, давайте не будем об этом. Эту тему можно развивать бесконечно. Это, может, да, закончиться печально.

— Процитирую строчку из этой песни: «Мне нужен враг, чтоб был таким, как я... слабеющий от старости ребенок». Вы действительно так себя ощущаете?
— Да. Я чувствую это. Кризис среднего возраста давно преодолен, но, к сожалению, мы не властны над своим физическим телом. Иногда эмоции настолько сильны, что физика тела не может их выдержать. И это печально.

 

— Ваш казанский концерт начинается ближе к полуночи, насколько комфортно выступать в такое время?
— Время начала концерта для меня не имеет значения. То, кем я являюсь, совой или жаворонком, часто меняется из-за задач, стоящих передо мной на данный момент. Если я долго что-то обдумываю или пытаюсь создать, то скорее становлюсь совой. Но когда уже понял, что мне нужно делать, и мне нужно это начинать воплощать, то перехожу в режим жаворонка, стараюсь раньше вставать и больше успевать делать. Как показала практика, это удачная тактика. Если мы говорим вообще о времени начала концертов, которое мы испытывали на себе, то это время начинается от 11 утра и заканчивается 5 - 6 часами утра. И это нормально.

— На площадке «Корстона» выступали Бьянка, Акула, другие исполнители. Есть у вас какие-то принципиальные позиции по поводу того, где вы будете выступать?
— В первую очередь мы смотрим на техническое состояние места, куда едем, во вторую очередь на гонорар и в третью очередь на тех людей, которые придут. Что касается сегодняшнего дня, поскольку мы достаточно давно не были в Казани, то это удачный момент показать тем людям, которым нравится то, что мы делаем, чего мы достигли за этот период. Порадовать их своим присутствием и порадоваться самим от того, что они пришли на наш концерт.

— В вашем альбоме «Андрей», который вышел в декабре 2014-го, не слышно хэта, тарелок... Совсем другое звучание — не «металлическое». Это осознанное решение?
— Да, это было сделано специально для того, чтобы была большая концентрация на мелодизме. В первую очередь — гитары. Сознательно было освобождено пространство для голоса.

— Ратуете за музыкальный минимализм в своих песнях, склоняясь больше к чтению стихов в своеобразной обложке звуков?
— Если вам угодно, можно назвать это так.

«НОВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА УЖЕ ИДЕТ И ДОСТАТОЧНО ДАВНО»

— К сборнику стихов иллюстрации готовил ваш сын Мирон...
— Нет, он нарисовал только одну картинку — для обложки.

— Как дети воспринимают ваше творчество? Они понимают, чем занимается папа?
— Они, вернее, старшая дочь прекрасно понимает, чем я занимаюсь. Но сейчас ей совсем не до этого — у нее много своих дел, своей музыки, в которой она живет, взрослеет и растет. И это прекрасно. Иногда мы обсуждаем те или иные группы. У нас даже иногда в чем-то сходятся вкусы. Но поскольку так получилось, что у нас один iTunes на всю семью, я легко могу посмотреть, что слушает она, а она может посмотреть, что слушаю я. Иногда бывает разговор в стиле «ты опять скачал какую-то шляпу свою», а я говорю «ага, на свою посмотри!» (смеется). И мы в такой забавной форме обсуждаем это. Но думаю, со временем у нее будет все в порядке.

— А у семилетнего Мирона как обстоят дела с музыкальными пристрастиями?
— Он пытается играть на фортепиано. Ему нравится это делать, но он, как, наверное, и любой ребенок в его возрасте, хочет получить все сразу и сразу стать великим мастером. И мне кажется, что это важно — будет он заниматься музыкой потом или нет. К сожалению, я сам этого был лишен. Но мне кажется, что те люди, которые в свое время занимались музыкой, понимают, как она устроена. А это дает двойное удовольствие при прослушивании.

— Не боитесь, что ваши дети могут стать современниками страшных событий, например, новой большой войны?
— Опасения такие есть, да. Я думаю, что и мы с вами станем современниками этих событий. Не думаю, что будет какая-то глобальная война, потому что новая мировая война уже идет и достаточно давно, просто она сейчас имеет совершенно иные формы. И она будет продолжаться всегда. Мир будет делиться. И мы уже привыкли к этому состоянию, к сожалению. Для нас это стало нормой, что где-то идет война, а у нас сегодня концерт. А завтра будет еще что-то. А дальше просто будет еще глубже, еще обостренней. И будет доходить до того, это я сейчас утрирую, конечно, но будет так, что когда будут убивать на концерте человека, его просто будут уносить. А концерт будет продолжаться дальше. И это будет в порядке вещей. Я уверен в этом.

Справка

Андрей Лысиков (родился 29 сентября 1971 года в Москве), более известный под сценическим псевдонимом Дельфин (англ. Dolphin) — российский поэт и музыкант, исполняющий музыку в жанрах «альтернативный рок, альтернативный рэп, экспериментальная музыка, электронная музыка, рэпкор, трип-хоп, лоу-фай», оказавший своим творчеством огромное влияние на молодежь 1990-х годов. Бывший участник и автор песен скандального хип-хоп-трио «Мальчишник», альтернативной рок-группы «Дубовый Гаайъ» и экспериментального проекта «Мишины дельфины».

Лауреат молодежной премии «Триумф» 2000 года в номинации «Поэтический гений», премии MTV RMA 2004 года как «Лучший артист», премии «Интермедия-2005» за «Вклад в будущее», премии Rock Alternative Music Prize (RAMP)-2008 в номинации «Клип года» за клип на песню «Без нас», премии Apelzin Award в 2009 году за лучший альбом — «Юность», премии «Степной волк» за «Поэзию на музыку», премии «Радио Максимум» «Лучший артист», премии «Наше Радио» за «Поэзию» (альбом «Существо»). Номинации Best Live, «Солист» и «Группа» на премии «Чартова дюжина», «Музыка» и «Слова» на премии «Степной волк» в 2013 году, номинация «Альтернатива» на премии ZD-Awards. Лауреат премии «Золотая горгулья» в номинации «Легенда» в 2014 году.

Яна Вороная

Оригинал: http://www.business-gazeta.ru/article/143489/

 

Поделиться:

назад к прессе